Царскосельские тетради
альманах
Главная » Статьи » Мои статьи

Ирина Третьякова Неведомым ведомый гений

 

Боковитые зерна премудрости,
Изначальную форму пространства,
Всероссийскую святость и смутность
И болот журавлиную пряность
Отыскивать в осенней рукописи,
Где следы оставила слякоть,
Где листы, словно листья луковицы,
Слезы прячут в складках.

1957 г.

 

  Это стихотворение  поэта Михаила Ерёмина, входившего в состав одной из первых неформальных литературных групп Ленинграда второй половины 50-х годов «УВЕК» (Уфлянд-Виноградов-Ерёмин-Кулле), известной как «Филологическая школа». Поэты филологической школы - это не наукообразие, солидность и академичность, а новаторство, молодость и эпатаж. Они действительно были связаны с филологией, но это не преподаватели, а студенты - те, кого всегда больше интересовала литература, чем наука о ней.

 

  Анна Ахматова называла такие стихи - «писание квадратиком». Накануне 130-летнего юбилея  Анны Андреевны Михаил Федорович стал гостем Царскосельской гимназии искусств.

 

  Вместе с супругой они осмотрели выставочную экспозицию «Анна Ахматова. Царское Село» и встретились с учащимися и педагогами гимназии. Творческий вечер проходил в Органном зале.

 

  Михаил Федорович познакомил со своей новой книгой «Санкт-Петербург Светозара Острова и Михаила Ерёмина», вышедшей в 2018 году, прочитал стихи, написанных верлибром. Верлибр (свободный стих) - стихотворная форма, стоящая на грани между стихом и прозой: в верлибре отсутствуют рифма, традиционная метрическая организация (равенство акцентов в стихе), количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе может быть произвольным. Из особенностей стихотворной речи у верлибра сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце каждой строки.

  Поэт показал  пример бережного обращения с родным языком, создавая свои причудливые, всегда исключительно восьмистишные миры. Его поэзия может служить примером творчества, которое не поддается соблазнам времени. Стихи, написанные Михаилом Ерёминым, по-прежнему адресованы не всем, но надеемся,  что наши юные слушатели расслышали его  негромкий голос.

   Это было заметно по удивительной тишине, стоящей в зале во время чтения. Гимназисты вслушивались в каждое слово, пытаясь понять строковое пространство, нагруженное максимальным объемом смыслов. Имея собственный опыт стихосложения, ребята засыпали Михаила Федоровича вопросами.

   История оживала на глазах. Воспоминания о встречах с Борисом Пастернаком, с Иосифом Бродским, о поездке к нему в Америку после получения Нобелевской премии, никого не оставили равнодушным.

   Иосиф Бродский так сказал о   Михаиле Еремине: «Еремин – неуклонный минималист. Вообще поэзия как таковая и есть концентрация языка: небольшое количество строчек и масса пустого пространства вокруг. Еремин возводит концентрацию в квадрат: словно бы уже не язык, а сама поэзия концентрируется в стихотворение. Самое замечательное, что все это написано для самого себя, для своей собственной идеи родного языка. Стихи Еремина можно назвать футуризмом, в том смысле, что такому роду поэзии принадлежит будущее».

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Jipeg (01.11.2019)
Просмотров: 144 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0